Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Распознавание образов"

Гений современной литературной фантастики
Пишет медленно и мало. До «Распознавания образов» – шесть романов и с десяток рассказов.

Зато каждый текст, как Млечный путь – звездная россыпь недостижимой красоты.
Последний на сегодняшний день роман не стал исключением, хотя, честно говоря, я ожидал большего. Впечатление, в первую очередь, как бы «сбивается» тем, что это, собственно говоря, и не фантастика. Гибсон пишет про реальность, про нашу с вами современность и от этого все в тексте выглядит странным… Хотя для русского читателя, Япония 2002 года не менее фантастична, чем Япония года 2202.

Стилистически, сюжетно, идеологически, и пр. – текст этот плоть от плоти Гибсоновский, но как-то не цепляет. Нет свежего ветра, которым не веяло – рвало шквалисто из «Нейроманта».

И потом… Может я возвожу напраслину… Может мне показалось… Но сюжет содран с Гибсоновского же «Счет Ноль». Девушка по поручению неограниченного в средствах нанимателя занимается поисками никому, кроме узкого круга заинтересованных лиц, неинтересного артефакта, прибегая к помощи разных чудаковатых персонажей и используя странные приемы. Один к одному.

Хотя когда читаешь роман, об этом и не вспомнишь, потому что он буквально напичкан лихими гибсоновскими прибамбасами – например, у главной героини аллергия на логотипы – вплоть до спарывания лейблов с одежды и спиливания лого с корпуса часов. И чем дальше читаешь, тем «любопытсвеннее, и любопытсвеннее» - виртуальные японки-заманухи, безумно богатые русские сестры-инвалиды, и то, от чего я просто с дивана упал – внимание… РУССКИЕ ЧАСТНЫЕ ТЮРЬМЫ – РЕНДЕР-ФЕРМЫ! (Кто знает, что такое рендер-ферма, тоже должен с дивана упасть). В конце – наши победили, все переженились, вперед, в светлое будущее.

Явно Гибсона за «Нейроманта», права на экранизацию которого кто-то сдуру купил, но так и ничего и не снял, жаба душит, отсюда и такой легко экранизируемый текст получился.

Но текст ХОРОШИЙ.
Хотя больше для фанатов. Тот для кого этот роман Гибсона – первый, могут и не понять…
А жаль. Мой совет – начните с «Джонни-Мнемоник».
Андрей В. Вашков
«Текст-эксперт» пт, 20/04/2007

http://www.textexpert.ru/node/29
Иллюзия настоящего

"Распознавание образов". Самый значительный роман отца киберпанка Уильяма Гибсона...

А еще - тип алгоритма. Множество разбивается на части, а чтобы собрать его воедино, нужно суметь, к примеру, опознать букву "и" по маленькой закорючке. И выполнить массу подобных задач распознавания. А еще распознавание образов - это особый вид картинок, одна из зрительных иллюзий. На рисунке изображен Иисус Христос, а не набор клякс. Но чтобы понять это, нужно обладать недюжинной интуицией.

Героиня Гибсона Кейс Поллард - обладает. Более того, именно интуицией, близкой к кассандриному ясновидению, она и кормится: предсказывает тенденции будущей моды, вылавливает их в потоке случайностей. Кейс - стиль-разведчик, "лозоходец в пустыне глобального маркетинга", канарейка в угольных шахтах мира. Ее дар - единственное, что проецирует роман Гибсона в будущее. В остальном же, его девиз звучит как "вперед, в настоящее"! Но так как это настоящее дано в фасеточном восприятии стрекозы, рассыпанным на символы и фрагменты, то заниматься распознаванием образов приходится уже читателю. Картинка получается не менее притягательной, чем образ силиконового будущего романов "зари киберпанка". Все детали принадлежат нашему миру, но при распознавании получается невозможная фигура, подобная эшеровской лестнице.

Сюжет "Распознавания образов" напомнит вам "Сердце ангела" вкупе с "Пинболом" Ежи Косински. Некий медиамагнат поручает Кейс Поллард разгадать тайну видеофрагментов, периодически выставляемых в Интернете и исполненных странной меланхолии мира высоких технологий. Фрагменты с самого их появления становятся объектом пристального внимания виртуальных интеллектуалов. В том числе и самой Кейс, которая давно "переехала" в сеть: форум, в котором обсуждают видеофрагменты, стал для нее домом. Заказчика фрагменты интересуют как возможный рекламоноситель. Для Кейс же внятного практического смысла в "поимке" автора фрагментов нет, это чисто онтологический поиск, поиск матрицы, ключа, с помощью которого можно "оседлать" хаос. Правда, и порядок может быть враждебным: за свой дар Кейс расплачивается приступами паники, "аллергией" на некоторые логотипы и брендовые образы. Лишь сугубо личное может спасти - абсурдные, только Кейс принадлежащие слова "заговора-раздражителя": "он получил утку в лицо на скорости двести пятьдесят узлов". Иначе ты станешь частью анонимности, и так на каждом шагу обнаруживающей свою власть (чего стоят одни только постоянные инфинитивные конструкции несовершенного вида, словно неведомо кем отдаваемые приказы... гнать! держать! терпеть! обидеть! видеть! слышать! ненавидеть!..). И снова о "невозможной фигуре": от подобных каркасных, стальных форм Гибсона вдруг бросает к бархатным или сюрреалистически-аффектированным образам... "Безликий выхолощенный час качается на лимбических волнах"... Форма постоянно пульсирует. Порой Гибсон предстает Северяниным от киберпанка. Только вместо "лилейного" и "фиалкового" - какой-нибудь "корпускулярный". И все это честно замаскировано увлекательной историей поиска! Только сопоставляя предлагаемые ответы с вопросами, мы поймем, как ловко нас провели.

А ведь и героиня казалось теплой, осязаемой. Да и была таковой, просто действие и происходило в призрачных декорациях, тем не менее, представительствующих за весь хаос мира: в столице смешения культур Лондоне, в столице черных археологов, олигархов и их возвышенных дочерей - Москве, и, наконец, в любимой столице киберпанка - Токио. Ну и в Нью-Йорке, конечно, там у Кейс пристанище, там 11 сентября 2001 загадочно исчез ее отец, там, по собственным словам, она "оставила душу". Эта нота печали, это напряжение одиночества оживили призраков, помогли им шагнуть из киберпространства в реальный мир.

Каким бы невероятным не казался потом фрагмент, мы узнавали по нему целое города, народа, культуры. Гибсон - высоколобый создатель удивительно достоверных потемкинских деревень. Виртуальное и реальное - две стороны его невозможной фигуры, все зависит от угла зрения. Прямо глянешь - чистая виртуальность, со всеми привычными киберпанковскими примочками, от биотеха до метафизики брендов. Чуть сбоку - и на первый план выходят обычные человеческие чувства. "Распознавание образов" еще раз подтвердило, что в своем жанре Гибсон был и всегда будет лучшим! Остается только крикнуть: "Браво!".

Венгерская Елена
«Книжная витрина», 9 мая 2005 г.

http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=18377&PHPSESSID=ab949330f051a14f0549c8025be6ea76



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©