Прямым текстом
Прямым текстом: «Всадник с рыбой в руке провозглашает конец эры Рыб. Вы, мужчины, ходили по кругу и зашли в тупик. Ваш век удовольствий и лжи прошел. Начинается эра Водолея. Женщины, выходящие из пруда в центре картины, — люди-посевы новой эпохи. Они идут по дороге к власти».
На фоне пасторального пейзажа под ясным небом в окружении причудливых растительных форм, а порой и внутри растений обнаженные люди заняты веселым состязанием полов, созерцая манящие позы и предаваясь сексуальным ласкам. Впрочем, общее впечатление от этой пасторальной оргии — безмятежность невинных радостей…
Нет, это не сюжет сентиментального романа немецкого писателя. Это — детальное описание картины знаменитого фламандского художника Иеронима Босха «Сад наслаждений». Именно вокруг нее разворачивается детективная история, которая, впрочем, мало волнует и автора, и читателя. Куда более занимательно оказаться в роли аналитика, разгадывающего интеллектуальную загадку. Тем более что для этого на страницах романа просто идеальные условия. Средневековая нумерология, астрология и алхимия, тайные знаки и реальные исторические факты. А также еретические секты, призвание которых в спасении человечества от демонического нашествия женщин, да великая и ужасная инквизиция.
Одним словом, так и хочется спросить хитроумного давнего живописца: зачем писать сложное по символике полотно, если можно написать кристально прозрачный роман и тем самым все объяснить?
Итого. Это вам не «Черный квадрат» Малевича. Здесь думать надо.
Белорусская деловая газета, 18/03/2005
http://bdg.press.net.by/2005/03/2005_03_18.1511/1511_14_3.shtml