Эту книгу называют "лучшим романом Джорджа Мартина"
Эту книгу называют "лучшим романом Джорджа Мартина". Не знаю, не знаю... На вкус и на цвет, конечно, товарищей нет, и все-таки никак не могу согласиться - хотя Мартин из самых-самых моих любимых, а любимым многое прощаешь. Увы, "вампирская" тематика накладывает на автора, как видно по статистике, массу жестких ограничений - еще больше, чем "героическая фэнтези" или "звездная опера". Увы, даже такому писателю, как Дж.Р.Р.Мартин, оказалось не по силам раздвинуть границы жанра. Хотя попытку, надо отдать ему должное, он сделал. Вампир-мессия, спаситель гибнущего народа (вампиры у Мартина - представители иного, чем Homo Sapiens, разумного вида, реализовывающие другой механизм выживания), пытающийся излечить своих братьев от губительной жажды крови - такой герой мне еще не встречался. Но постепенно история снова сворачивает на давно проторенную дорожку: вампир выступает против вампиров, чудовище - против чудовища, и начинается кровавая потеха...Ни Энн Райс в знаменитом "Интервью с вампиром", ни Барбара Хэмбли ("Те, кто охотится в ночи"), ни Нэнси Коллинз ("Ночью в темных очках") так и не смогли выбраться из этой колеи. Даже С.П.Сомтоу, самый необычный, наверное, автор этого ряда в "Вампирском узле" не сумел раз и навсегда порвать с традицией. Судьба, карма, предопределение - назовите как хотите. В человеческое подсознание слишком плотно забито представление о том, что безумию на равных может противостоять только другое безумие, а нечеловеческому Злу "адекватный ответ" может дать только иное Зло - наше, родное. А если и берется кто-нибудь описать победу Добра, получается святочный рассказ, от слащавости которого скулы сводит.
Так, наверное,и останется загадкой: можно ли вообще создать по-настоящему оригинальное произведение про вампиров, превышающее по объему небольшой рассказ?
Василий Владимирский
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1164587
Этот роман всегда пользовался заслуженной популярностью
Но главным произведением Мартина в этом жанре были и остаются «Грезы Февра». Пожалуй, столь же необычно и ярко о вампирах в последние десятилетия писала только Барбара Хэмбли...
Действие книги разворачивается в девятнадцатом веке, в рабовладельческой еще Америке. Молодой вампир Джошуа Йорк заказывает корабль, на котором он смог бы спокойно путешествовать, скрываясь от солнечного света. Но Йорк не безжалостный убийца, для которого судно — способ скрыть следы преступлений, а исследователь, жаждущий научить своих сородичей жить без постоянных кровавых пиршеств и не опасаясь солнца. Как это обычно бывает, учение Джошуа приходится по душе не всем кровопийцам.
Мартин старается подойти к вопросу существования вампиров с точки зрения образованного человека двадцатого века. Его кровососы — не сверхъестественные существа, а просто другая раса, живущая параллельно с человечеством и несколько отличающаяся от нас с вами. Все их особые способности объясняются иной генетикой — никакой магии.
Кроме оригинального подхода и очень глубоко выписанных персонажей, «Грезы Февра» отличаются от большей части современной вампирской прозы относительно невысоким количеством насилия и жестокости. Книга не лишена устрашающих эпизодов, но мурашки по коже читателя пробегают благодаря постепенному нагнетанию напряжения и мрачной атмосфере, а не банальной кровище. Да и для ставшего уже привычным после романов Энн Райс и Лорел Гамильтон сексуального подтекста в «Грезах Февра» не нашлось места.
И даже несмотря на то, что «Грезы Февра» — всего третье обращение Мартина к крупной форме, этот роман всегда пользовался заслуженной популярностью и выдержал несколько переизданий.
Дмитрий Злотницкий
«Мир фантастики и фэнтези»
http://www.mirf.ru/Articles/print1654.html