Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Мой знакомый призрак"

Изгоняющий дьяволов
Майк Кэри — очень известный английский автор комиксов. И речь идет не о попсовой жвачке. На счету Кэри — работа над миром Сэндмена и Люцифера, причем считается, что именно Майку лучше всех удалось передать дух этих графических романов, придуманных Нилом Гейманом. Еще один хитовый проект, серия Hellblazer, успешно сотрудничает Кэри и с Marvel Comics. В общем, знатокам имя этого британца известно с самой лучшей стороны.

«Мой знакомый призрак» — дебютный «традиционный» роман Кэри, но этого совершенно не чувствуется. У большинства авторов самые первые книги несут на себе отпечаток чего-то нового, ранее для них неизведанного. А в Кэри как будто вселился дух испытанного критиками и временем талантливого литературного бойца, за спиной которого солидный профессиональный стаж, исчисляемый десятком романов...

Итак, Лондон. Город тумана и дождя. Солнце здесь выглядит забытым приятелем беззаботных юношеских лет, с которым вы случайно столкнулись на улице и разошлись, небрежно раскланявшись. Когда-нибудь вам суждено встретиться вновь — но не сейчас, не в этой жизни. Сумрак постепенно затягивает вашу душу в свои цепкие объятия, и на сердце поселяется тьма, грозящая стать вечной. Этот город велик и страшен одновременно, и ничего удивительного, что однажды мертвые решают вернуться в мир живых. Впрочем, возвращение нежити происходит не только в Лондоне и не выглядит таким уж катастрофичным. Во всяком случае, пока... Просто рядом с людьми селятся неупокоенные души, ставшие призраками; на кладбищах некоторые мертвецы восстают из могил, обратившись в зомби; злобные духи могут завладеть телом животного, сделав из него луп-гару — перерожденного оборотня. И даже в человека иногда способен вселиться самый настоящий демон из Ада.

Но люди — как тараканы, могут приспособиться к чему угодно. Даже к возвращению своих мертвецов. Так в списке легальных профессий появились «изгоняющие нечисть», к которым окружающие относятся с опаской и недоверием.

Феликс Кастор видел призраков с раннего детства. Просто не говорил об этом — ведь никому не хочется считаться психом, верно? А лет 10 назад мертвецы стали возвращаться, и умениям Феликса нашлось применение. Но Кастор не просто видит духов, он способен их изгонять с помощью музыки. Несколько лет Феликс зарабатывал себе этим на жизнь, пока не произошло несчастье. Его давний друг Рафи попытался вызвать подлинного демона и преуспел в этом — вот только нежить оказалась не каким-то там замухрышкой, а самым настоящим принцем Ада, великим Асмодеем. Надеясь выручить друга, Феликс вмешался — жизнь Рафи спас, но лучше бы он этого не делал... Мучимый совестью, Кастор решил завязать с экзорцизмом. Но однажды он попал в ситуацию, когда пришлось вытащить из сундука привычные причиндалы и отправиться в новый поход — изгонять зарвавшегося духа. Вот только результат оказался труднопредсказуемым, а процесс — смертельно опасным...

Если Кэри с кем-то сравнивать, то первыми на ум, безусловно, приходят Джим Батчер или Саймон Грин. Но Кэри выигрывает возможное состязание, даже не вспотев. Главное — конечно же, атмосфера. Кэри не пытается, подобно, скажем, Грину, создавать невероятно причудливые локации для действия своих героев. Декорации романа довольно скудны — улицы и дома Лондона поданы без аффектации, без навязчивой «готишности», которой частенько злоупотребляют авторы современного фантастического нуара. Просто пасмурный город, в котором обычные люди влачат свои пасмурные жизни. Хотя юмору в книге тоже найдется местечко — но циничному, с явным кладбищенским оттенком.

Нуар — пожалуй, именно в этом таится секрет книги. Наверное, для создания атмосферы подлинного нуара нужен особый строй души. Откуда он возникает? Жизненный опыт? Врожденная или приобретенная способность выцедить из прочитанной классики ее сердцевину, отделив плевелы? Кэри не злоупотребляет отвратительными кровавыми подробностями, не пытается давить на мозг читателя вымышленными кошмарами. Его книга построена на полутонах, но почти безо всякого нажима писателю удается создать атмосферу подлинного страха. Однако «Мой знакомый призрак» — не хоррор, а именно фэнтезийный нуар. Нуар великого Рэймонда Чэндлера — осенний дождь, который надолго поселился в вашем сердце...

Впрочем, одной атмосферой достоинства романа не ограничиваются. Имеется довольно запутанная, но продуманная детективная интрига — без явных «роялей в кустах», которыми слабосильные авторы с такой заботливостью насыщают свои опусы, дабы поддержать чахлых героев. Кульминация все же не обошлась без счастливой для Кастора случайности. Но такое ведь бывает и в реальности, не так ли? Повезло человеку, уцелел... Особого внимания заслуживают и герои, которых Кэри создает с тщательностью опытного ювелира — штришок за штришком, слово за словом, страница за страницей.

Итог: отличная книга для поклонников фантастического нуара. Забудьте Джима Батчера, Саймона Грина и Лорел Гамильтон. Они более не актуальны! Ведь у нас есть Майк Кэри — вновь выпустивший в мир дух великого Рэймонда. Может, вступив с ним в астральный симбиоз?


Борис Невский
»Мир фантастики» №62, октябрь 2008
http://www.mirf.ru/Reviews/review2809.htm Профессия – экзорцист
Лондон всегда был благодатным местом для литературной нечисти, но далеко не каждому автору удается с толком использовать этот потенциал. Майк Кэри, пожалуй, поймал нужную волну. Более того, он отступил от традиции и не стал живописать чудеса «иного города», как Нил Гейман или Саймон Грин. Внешне его Лондон неотличим от реального. Все дело в созданиях, которые его населяют.

Мир, в котором живет специалист по изгнанию призраков Феликс Кастор, сдвинулся. Не было никаких знамений, не упала с небес Звезда Полынь – просто стали воскресать мертвые, а за ними явились и другие создания. Нет, до кровавого «Рассвета мертвецов» дело не дошло: все, на что способны восставшие из могил – это действовать живым на нервы и потихоньку гнить. Привидения оказались и того безобидней – лишь эхо чьих-то эмоций, лишенное разума и воли. Человеческая цивилизация выстояла почти в том же виде, в каком ее знаем мы. Отдельные скептики по-прежнему отказывают чертовщине в существовании.

Однако кое-что все же изменилось: стала востребованной профессия экзорциста. Феликс Кастор не лучший и не худший из них, но свое дело он любит. Он совершает ошибки и расплачивается за них, чтобы совершить снова – ради друзей, ради денег, ради истины, наконец. Это объемный, многогранный персонаж, обладающий собственным неповторимым голосом. Свести его к какому-то типажу трудно, хотя дебютный роман Кэри и обязан многим классическому нуару (а также комиксу «Константин»). Конечно, герои Чандлера тоже редко брились, много пили и регулярно попадали в переделки, но Кастор определенно интеллигентней и сложней их (выпускник Оксфорда, как-никак). Остальные действующие лица – тоже далеко не статисты.

Впрочем, роман не сводится к психологическому анализу: душевных метаний в нем ровно столько, чтобы сделать сюжет выпуклым и реалистичным. А он того стоит. Кэри постоянно наводит Кастора и/или читателя на ложный след, сплетая из загадок и недосказанностей паутину интриги. Пресловутые чеховские ружья либо стреляют в самый неожиданный момент, либо вообще молчат.

Книга изобилует оригинальными находками, которые проявляются буквально во всем и не отдают дешевым фантазерством. Выбрав основным местом действия старинный архив, Кэри убил двух зайцев: отдал дань уважения готической традиции и одновременно переосмыслил ее. И действительно, причины событий романа коренятся в кошмарах современности, а не в очередном «кентервильском привидении».

Автор по-своему переигрывает затасканные образы сверхъестественных существ. Так, оборотень у него, – это по сути животное, одержимое духом мертвеца, который перестраивает тело хозяина по образцу человеческого. Суккубы у Кэри соблазняют мужчин не сладкими речами, а феромонами, которые не оставляют жертве ни единого шанса на сохранение невинности и рассудка.

Любопытна сама процедура экзорцизма. Кастор изгоняет призраков при помощи флейты (вистла), оборачивая их сначала в музыкальный «кокон», заставляя слиться с мелодией – а потом переставая играть. Описание этого процесса зачаровывает, и не в последнюю очередь благодаря прекрасному переводу Аллы Ахмеровой.

Кэри умело и с любовью выстраивает мифологию своего мира. Яркие второстепенные персонажи (среди которых зомби-хакер, охранник-буддист и гороподобный оборотень по прозвищу Шрам), ссылки на памятные Кастору события, анекдоты из жизни экзорцистов – прописана буквально каждая деталь.

Однако сбежать в этот мир захочется немногим. Все, что невыносимо в нашем «здесь и сейчас», перекочевало и в него: бедность, насилие, проституция. На фоне этих монстров демоны и призраки кажутся лишь частными проблемами. Но и здесь все неоднозначно. Кастор терзается сомнениями: что, если его работа – не борьба с эктоплазменными паразитами, а самое настоящее убийство? Куда отправляются заблудшие души, когда он их фактически стирает? Есть ли в такой Вселенной место Богу? Вместо ответов – туманные намеки. В этом романе фаустианская тема лишь намечена, но в последующих Кастору наверняка предстоит нелегкий выбор между знанием и покоем.

Актуальность сочетается у Кэри с блестящим юмором, ненавязчиво вплетенным в текст. Книга вообще прекрасно сбалансирована: автор играючи манипулирует читательским восприятием, то развлекая, то пугая, то наводя на лирический лад, то – без шуток – откровенно шокируя.

«Мой знакомый призрак» – это лучшее, что вышло в серии «Холод страха» за последний год. Если Кэри и дальше будет выдавать ручную работу в конвейерном жанре, то цикл о Феликсе Касторе ждет славное будущее.


Владислав Женевский
«FANтастика» №9 (18), октябрь 2008



Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©