Владимир Игоревич Баканов в Википедии

О школе Конкурсы Форум Контакты Новости школы в ЖЖ мы вКонтакте Статьи В. Баканова
НОВОСТИ ШКОЛЫ
КАК К НАМ ПОСТУПИТЬ
НАЧИНАЮЩИМ
СТАТЬИ
ИНТЕРВЬЮ
ДОКЛАДЫ
АНОНСЫ
ИЗБРАННОЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРЕВОДЧИКИ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
 
Olmer.ru
 


Рецензия "Помутнение"

Филип К. Дик написал свой роман "Помутнение" в 1977 году, много позже событий блаженной эпохи шестидесятых
Филип К. Дик написал свой роман "Помутнение" в 1977 году, много позже событий блаженной эпохи шестидесятых. Эксперименты бесшабашного десятилетия сменяются в семидесятые пустотой. Надежда на всеобщее счастье после получения всех возможных свобод оборачивается личными и общественными катастрофами целого поколения. "Помутнение" - о попытке обретения свободы сознания при помощи психотропных средств. Жанр, в котором написан роман, можно было бы определить, как полудокументальная фантастика, щекочущая нервы читателей реалистичностью, которая заставляет задуматься. Такое сочетание несочетаемого и сделало Дика классиком.


Наркоман Роберт Арктор живет своей странной, одному ему понятной жизнью подсевшего на таинственный "препарат С" человека. У него есть молоденькая подруга Донна и два компаньона, Барри и Лакмен, живущие с ним под одной крышей. Оба тоже уже основательно подсели, каждый на свое. Донна мирно толкает "дурь", но подсаживаться не собирается. Кроме того, есть у Арктора и загадочный двойник Фред, со своей несложившейся судьбой и решением податься в "органы", на должность внедренного в гущу наркоманской тусовки агента. Фред, разумеется, и есть Арктор. Только по ходу действия романа он об этом начинает все чаще забывать. Сознание его раздваивается. А водоворот дальнейших событий оказывается совершенно непредсказуем.


Нафаршировано "Помутнение", как и большинство зрелых романов Филипа Дика, весьма основательно: рассуждениями о парадоксе зеркальной бесконечности, теологическими штудиями, цитатами из Гёте на языке оригинала и, наконец, откровенной автобиографичностью фантазийного сюжета. В эпилоге даже приводится список уничтоженных наркотиками друзей-прототипов, среди которых значится и писатель Ф.К. Дик. Герой же романа, несчастный Боб Арктор, остается на излечение в таинственном профилактории, с опустошенным сознанием запрограммированного робота. Свобода, полученная с помощью наркотиков, оказывается по суровому приговору автора только очередным помутнением и не больше.

Алексей Кожемякин
«Книжная витрина»
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1718176

Просветление
Сложно определить, к какому жанру относится классический роман Филипа Дика, изданный у нас отдельной книгой лишь в 2004 году. “Критический реализм” по-американски? Для этого в книге слишком много откровенно фантастических деталей. “Постмодернистская автобиография”, как утверждают издатели? Чересчур велика доля художественного вымысла. Альтернативная история? Действие романа действительно разворачивается в 1994 году, довольно сильно отличающемся от того, который довелось пережить Соединенным Штатам. Жесткое разделение граждан на “порядочных” и торчков, агнцев и козлищ, новые смертоносные наркотики, полицейские в “костюмах-болтуньях”, не дающих запомнить и опознать лица, никаких следов политкорректности, которая в современных США буквально разлита в воздухе... Только вот написано “Помутнение” было в 1977 году — этак и “Страну Багровых Туч” братьев Стругацких можно альтернативкой назвать.
Никто доподлинно не знает, был ли Филип К. Дик наркоманом. Сам писатель в разные периоды жизни по-разному отвечал на этот вопрос, столь же противоречивы воспоминания его друзей и коллег. Но, похоже, что-то такое было: недаром значительная часть произведений Дика прямо или косвенно связана с наркотиками, да и классиком психоделической НФ писатель прослыл неспроста. На фоне других его “наркотических” текстов роман “Помутнение” выделяется прямотой и искренностью. Здесь все называется своими именами: наркоманы — наркоманами, наркоторговцы — наркоторговцами, предательство — предательством, а смерть — смертью. Мир, в котором происходит действие книги, не слишком отличается от Америки семидесятых. Мы видим вселенную “торчков” изнутри, преимущественно глазами страдающего раздвоением личности наркомана, по совместительству — секретного сотрудника Отдела по борьбе с наркотиками. “Помутнение” напоминает фильмы Квентина Тарантино, причем не те эпизоды, где кровь брызгает в объектив, а те, в которых герои болтают обо всем на свете в дешевых забегаловках, прежде чем пойти на дело. Безумие сквозит и в их речах, и в их поступках. “Зная все, — пишет Дик о главном герое, — он тем не менее невольно переступил черту и оказался в их бредовом наркотическом пространстве, думал их мыслями, смотрел их глазами. Опять помутнение — тот же туман окутал только что и его. Туман, заполняющий мир, в котором мы все движемся на ощупь”. Хотя пафос “Помутнения”, безусловно, направлен против наркомании во всех ее проявлениях, главным врагом, заставившим персонажей романа сознательно выбрать путь медленного самоубийства, Дик считает общество. Люди садятся на иглу прежде всего от ощущения безвыходности, просто потому, что не могут тут оставаться.
Роман завершается послесловием, в котором автор перечисляет своих друзей, павших жертвой наркотиков. Среди прочих упоминается некий Фил, заработавший “необратимые изменения поджелудочной железы”. Как известно, именно этой болезнью страдал сам Филип Киндред Дик.
Василий Владимирский
«Мир фантастики и фэнтези», №13; сентябрь 2004
http://www.mirf.ru/Reviews/review394.htm
Доза тоталитаризма
Пожалуй, это самый нефантастический роман Филипа Дика. В нем нет межпланетных перелетов, нет виртуальной реальности, а самым смелым фантастическим допущением является изобретение «костюма-болтуньи»: «Каждую наносекунду компьютер передавал на сверхтонкую мембрану, окружавшую носителя костюма, всевозможные оттенки цвета глаз, конфигурации лицевых костей и т.д.» Человека, одетого в этот костюм, невозможно узнать, невозможно запомнить и тем более – описать. Такую одежду носят агенты спецслужб, борющихся с засильем наркотиков...

Филип Дик почти ничего не придумал. Он просто «протянул» вперед во времени ту социальную и политическую ситуацию, свидетелем которой был наяву. И получился страшный сон. А между тем действие романа происходит в конце прошлого века. Для Дика, писавшего книгу в 1977 году, это не такое уж отдаленное будущее. Что же он сделал? Он представил себе, что получится, если «наркотическая революция» конца 60-х будет и дальше развиваться теми же темпами. А вслед за ней с такой же скоростью будет усиливаться государственное давление. Или наоборот: общество продолжит катиться к тоталитаризму, а наиболее непослушная и свободно мыслящая молодежь в качестве способа спасения изберет наркотики. Какая тенденция какую породила – не суть важно.

Короче, в новом обществе осталось лишь три типа людей: наркоманы, находящиеся в постоянном поиске новой дозы и в постоянном страхе быть арестованными; государственные чиновники, одной из задач которых является борьба с наркоманией, и тупые обыватели, безразличные ко всему. Впрочем, есть еще одна довольно малочисленная прослойка – это спецагенты, которые, как говорится, ведут наблюдение «изнутри». Таков главный герой, его зовут Боб Арктор, кодовое имя Фред. Он идейный борец с наркотиками, но тем не менее сам регулярно принимает их. Он живет в одном доме с двумя «торчками», а потом надевает костюм-болтунью и идет доносить об их поведении. И о своем тоже. Он следит сам за собой...

Однако писатель не просто клеймит наркоманию – он изучает ее истоки. И видит их

в самом устройстве государства, угнетающего все яркое и смелое, ведущего отбор на серость и покорность. Дик представил себе мир, в котором наркотики плотно вплетены в социальную структуру. Он боялся, что мы будем жить в таком мире...

Андрей Щербак-Жуков

«Книжное обозрение»
http://knigoboz.ru/news/news1891.html




Возврат | 

Сайт создан в марте 2006. Перепечатка материалов только с разрешения владельца ©