Нумерократия
Вся европейская история рубежа XVII-XVIII столетий (а значит, и вся последующая) выглядела бы иначе, когда б не авантюрист и бродяга Джек Шафто, обладатель парочки малопочтенных прозвищ вроде Эммердер (Засранец) и Куцый Хер (перевод не требуется?), а также авантюристка и секс-бомба Элиза, а также ряд других персонажей, имеющих мало отношения к реальной истории и совсем никакого — к ее учебникам.
Такого посыла вроде бы достаточно, чтобы зачислить «Смешенье», вторую — после «Ртути» — книгу «барочного цикла» американца и фантаста («Лавина», «Алмазный век») Стивенсона, по разряду «криптоистории»: «почему на самом деле случилось все, что случилось».
Все, однако, сложней. И если для вычисления жанра использовать любимую англоязычными коллегами формулу «икс meets игрек» — то «барочный цикл» окажется похож на собрание масонской ложи, такое количество иксов и игреков здесь встречается. Плутовской роман, авантюрный, куртуазный; Дюма-pere со своими гасконадами и Анна дробь Серж Голон со своей Анжеликой; основательный труд по истории политики и науки; постмодернистская игра, в которой персонажи баек и апокрифов тасуют карты Европы наравне с Людовиком XIV и Вильгельмом Оранским и состоят в переписке с Лейбницем, Гюйгенсом и Ньютоном; триллер идей в духе Умберто Эко…
По аналогии с эковским «Именем Розы» «Смешенье» можно было бы назвать «исторической авантюрой для интеллектуалов» — но экопоклонникам стоит подумать, прежде чем бежать в книжный: тут не только иной баланс между жанровой и интеллектуальной составляющей, но и иной химический баланс обеих.
Гуманитария Эко интересовали этика, философия и Средневековье; технократа Стивенсона — Новое Время и математика. В «барочном цикле» современную цивилизацию вскармливает Цифра. Банковское дело, изменившее ландшафт экономики; научные модели мироздания, изменившие пространство идей; криптография, политическая прогностика… — Цифра верховодит везде.
Не конспирология, нет; скорее уж — нумерократия.
Александр Гаррос, автор «Эксперт», «Эксперт Украина»
«Эксперт» №11 (600)/17 марта 2008